Проблемы наших детей: отсутствие интереса к учебе, вредные привычки, трудности развития речи: спрашивают родители

Содержание

Первоклассник и его школьные проблемы

Проблемы наших детей: отсутствие интереса к учебе, вредные привычки, трудности развития речи: спрашивают родители

В жизни каждого ребёнка наступает момент, который круто поворачивает мирное, беззаботное течение его жизни. Это поступление в 1 класс. Теперь он становится немножко взрослее, а его мир – намного шире. С этого дня у малыша есть свои ежедневные обязанности, незнакомый коллектив и ещё один важный взрослый человек.

Увы, волнительное ожидание события зачастую омрачается проблемами в учёбе, которые возникают на фоне детских переживаний, трудностей с привыканием к незнакомой обстановке.

Психология семилетнего ребёнка

Несмотря на то, что ребёнок сделал свой первый огромный шаг навстречу взрослой жизни, сам он ещё не повзрослел. Это всё тот же открытый, непосредственный малыш, которому так необходима любовь и поддержка родителей.

Что происходит с ребёнком первоклассником в этот период? Он изо всех сил старается оторваться от родительской опеки, отстаивает свою самостоятельность, но при этом опасается новой жизни, где нужно подстраиваться и привыкать к новым правилам.

Что происходит с первоклассником?

  1. Он всё ещё любит играть.
  2. Активно развивается социальное «Я».
  3. Повышается интеллектуальный уровень, что приводит к развитию повышенной эмоциональной чувствительности.

Крайнее упрямство, сопротивление родителям, трудности с учёбой в 7 лет – распространённые явления, связанные тем, что ребёнок пребывает в стрессе и не находит сил с ним справиться.

Трудности школьного обучения

Проблемы обучения в начальной школе имеют несколько причин. Это может быть слабая дошкольная подготовка, отсутствие интереса к учёбе и внутренней мотивации.

Кроме проблем с учёбой у первоклассника неуспеваемость может быть связана с неспособностью ребёнка строить отношения со сверстниками, недоверием учителю, отсутствием необходимых в учебном процессе личных качеств: нет усидчивости, дисциплины, самостоятельности.

В основном же трудности школьного обучения связаны с недостаточным развитием познавательных способностей. Это:

  • грамматические ошибки и пропуск букв в словах, связанные с невнимательностью, плохо развитой кратковременной памятью и способностью на слух воспринимать информацию;
  • несобранность, рассеянность, забывчивость – следствие неустойчивости внимания и слабой способности к самоорганизации;
  • трудности с математикой и другими точными науками – от недостатка логики, аналитического мышления;
  • сложности с пересказом текстов вытекают из упущений в развитии воображения, логической памяти, речевых способностей;
  • неумение вникнуть в суть объяснений учителя (ограниченный объём внимания, отсутствие живого интереса);
  • небрежность письма (недостаточно развитая мелкая моторика);
  • проблемы с изучением стихов, таблицы умножения – связаны с плохо развитой механической и долговременной памятью, слабой концентрацией.

Что предпринять?

Все проблемы с учёбой ребёнка в 7 лет решаемы.

Независимо от типа и степени трудностей первоклассника, их первопричины (не хочет или не может учиться), методика ментальной арифметики, используемая в Школе устного счёта Соробан, способна выправить любые слабые места. Интенсивные нагрузки на полушария мозга способствуют интеллектуальному, коммуникативному и личностному развитию детей:

  1. Раскрываются познавательные способности:
    • мелкая моторика рук;
    • слуховая и зрительная, кратковременная и долговременная память;
    • концентрация внимания;
    • мышление (логика, анализ, воображение и пр.)
  2. Развиваются социально-адаптивные навыки, благодаря непринуждённой, располагающей к общению обстановке на уроках, приобретённому опыту командной работы, общения со сверстниками и с преподавателем.
  3. Закладываются основы цельной личности: дисциплина, самостоятельность, способность принимать решения, ответственность, целеустремлённость.
  4. Детская любознательность преобразуется во внутренний стимул к обучению, познавательную активность, стремление к самосовершенствованию.

Советы мамам и папам

Ни одна, самая продвинутая методика развития детей не поможет справиться с трудностями первоклассника, если родители остаются в стороне. На первых этапах школьной жизни ребёнку очень нужна ваша помощь и поддержка.

Психологи доказали, что подавляющее большинство проблем обучения в начальной школе у ребёнка являются следствием его низкой самооценки, неблагополучной обстановки в семье, острого недостатка внимания родителей, авторитарного воспитания или, наоборот, повышенной опеки.

Что делать если ребёнок не хочет учиться? Нужно ли заставлять его? В первую очередь вам необходимо выяснить причины такого поведения. Только тогда станет ясно, как помочь первокласснику адаптироваться к новому жизненному распорядку.

Но любую проблему всегда легче предотвратить. Соробан предлагает родителям несколько простых правил, которые помогут вам и вашему школьнику справиться с любыми жизненными перипетиями:

  • не перегружайте ребёнка;
  • не вмешивайтесь, когда он делает уроки, пока он сам об этом не попросит;
  • предоставьте школьнику больше свободы и позвольте ошибаться;
  • не скупитесь на похвалы;
  • больше разговаривайте с ребёнком, вместе отдыхайте, разделяйте его интересы;
  • внимательно, с пониманием относитесь к детским переживаниям, большим и маленьким проблемам;
  • в любой ситуации любите его.

 

Подготовка к школе «на все сто»
Раннее развитие детей. Методики раннего развития

Источник: https://soroban.ru/blog/pervoklassnik-i-ego-shkolnye-problem/

Ребенок не хочет учиться: советы психолога. Что делать, если ребенок не хочет учиться

Проблемы наших детей: отсутствие интереса к учебе, вредные привычки, трудности развития речи: спрашивают родители

Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если ребенок не хочет учиться еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства.

Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться.

Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.

Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим – рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • сложные отношения с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.

Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место – это не только источник получения доходов, но и возможность повысить самооценку, добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо.

Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек.

Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.

На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития.

Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе.

В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.

Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

  1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились доверительные отношения, подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
  2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу – стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой стиль общения, результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
  3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.

Что делать, если подросток не хочет учиться: советы психолога

Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в начальных классах, вступая в пору переходного возраста, становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода.

Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление.

Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

Общие рекомендации

Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

  1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
  2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
  3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.

Лучшая награда – родительское одобрение

Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В подростковом периоде родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот – родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

Подводим итоги

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях.

Обучение в современной школе – достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания.

А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.

Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!

Источник: http://fb.ru/article/188766/rebenok-ne-hochet-uchitsya-sovetyi-psihologa-chto-delat-esli-rebenok-ne-hochet-uchitsya

Школьные трудности: неуспеваемость, прогулы, нежелание учиться

Проблемы наших детей: отсутствие интереса к учебе, вредные привычки, трудности развития речи: спрашивают родители

Трудности обучения в школе – одна самых частых причин обращения родителей учеников к психологу.

Со слабой успеваемостью, прогулами, не желанием учиться близкие ребенка пытаются бороться разными способами: наказаниями, уговорами, подарками, угрозами. Но все это может оказаться безрезультатным.

Почему? Что можно сделать, чтобы изменить ситуацию? Об этом пойдет речь в нашей статье.

Сначала давайте попытаемся понять: Ваш ребенок не может или не хочет учиться? Сразу оговоримся, что обычно эти два фактора тесно связаны между собой.

Если ребенок по каким-либо причинам не может справляться с учебной нагрузкой, то рано или поздно у него пропадает желание ходить в школу.

Представьте себе ситуацию, Вы каждый день ходите на работу, где Вас постоянно критикует начальство и Вы – один из худших сотрудников. Как вы себя чувствуете? Хотите ли продолжать работать? Думаю, что Вы захотите поменять место работы или специальность.

Но ребенок не может изменить деятельность, он обязан учиться в школе, других вариантов у него нет. И когда становиться совсем невыносимо – становится равнодушным к двойкам, сбегает с уроков, делает все возможное, чтобы не выполнять домашние задания и т.д.

Причины школьных проблем

Чтобы помочь ребенку выйти из замкнутого круга проблем необходимо обнаружить, что стало причиной возникновения школьных трудностей. Давайте остановимся на них более подробно.

1. Слабый уровень развития способностей

У каждого ребенка свой уровень развития памяти, мышления, внимания и свой предел возможностей. Кто-то легко учиться на одни пятерки, а кому-то надо приложить огромные усилия, чтобы получить твердую тройку.

Если Вы подозреваете, что Ваш ребенок плохо учится именно по этой причине, подтвердить или опровергнуть ваше предположение может детский психолог.

Он проведет ряд психодиагностических исследований и расскажет Вам: позволяют ли интеллектуальные возможности ребенка успешно осваивать школьную программу.

2. Пробелы в знаниях по учебным предметам

В основном, такая проблема встречается у часто отсутствующих в школе детей, либо у детей с медленным темпом усвоения информации (им не хватает учебного времени, чтобы понять и выучить тему, а класс уже идет дальше по школьной программе). Постепенно нарастая, такие пробелы в знаниях по предмету приводят к тому, что ребенку все больше и больше надо прилагать усилий для понимания нового материала.

3. Завышенные требования к успеваемости

Многие родители хотят гордиться успехами своего ребенка, мечтают, чтобы он в школе он получал только хорошие оценки. Но какие усилия должен для этого приложить сам ребенок, всегда ли он может соответствовать Вашим ожиданиям?

Высокие требования, особенно в сочетании с различными наказаниями за их невыполнение, часто создают у ребенка ощущение, что родители любят и принимают его, только когда он успешен и ему есть чем гордиться.

И тогда, если ребенок в состоянии выполнить требования родителей, он учиться хорошо любой ценой. В том числе и ценой недосыпания, отказа от общения с друзьями, увлечений и т.д.

Это может приводить к переутомлению, нервным срывам, депрессии, появлению страха совершить ошибку и другим негативным последствия.

Еще печальнее, если ребенок не в состоянии выполнить требования родителей, по разным причинам: не хватает способностей, недостаточно силы воли, чтобы просиживать часы над учебниками и др. Тогда сталкиваясь с неудачей (низкими оценками), ребенок остро ее переживает.

Родители же часто усугубляют ситуацию своей критикой и недовольством.

Все это повторяется из раза в раз, ребенок чувствует себя беспомощным и постепенно перестает верить в свои силы, в результате: потеря интереса к учебе, отказ от выполнения домашних заданий, прогулы, заведение двойных дневников (для родителей и для школы) и т.д.

4.Неумение подчинять свое поведение правилам и требованиям

Здесь важно отметить, что есть дети, которыене умеют и дети, которые физически не могутконтролировать свое поведение (дети с гиперактивностью и нарушением внимания, неврологическими заболеваниями и пр.)

Проблемы, обусловленные физиологическими особенностями деятельности мозга, как правило, нельзя скомпенсировать только мерами педагогического и психологического воздействия, здесь требуется еще и медицинская помощь.

В тех случаях, когда речь идет о неумении и нежелании подчиняться существующим требованиям, наши усилия будут направлены на создание положительного отношения к правилам, проработку учебной мотивации, актуализацию потребности быть принятым и, возможно, перестройку всей системы норм и правил поведения.

Для этого может потребоваться длительное время и глубокая совместная работа самого ребенка, его родителей и психолога

5. Конфликты в школе (с детьми или учителями)

Такая проблема довольно редко встречается у детей, обучающихся в начальной школе, чаще с этим сталкиваются родители подростков. Дело в том, что есть очень большая разница между этими двумя возрастами.

Детям младшего школьного возраста очень важны успехи в обучении, поэтому наибольшую симпатию вызывают одноклассники, которые хорошо учатся и не испытывают проблем с поведением.

Учитель для них чаще всего важный и авторитетный человек.

У подростков же все совершенно по-другому: для них важнее, как они выглядят в глазах сверстников, пользуются ли они авторитетом и уважением ровесников, принимают ли их одноклассники. Значение фигуры учителя и школьных успехов отходят на второй план.

Поэтому, чтобы решить проблему отношений в классе младшему школьнику необходимо стать успешным в учебе, у подростка же наоборот – конфликты в классе могут провоцировать значительное падение успеваемости.

И только решив волнующие подростка вопросы отношений в школе, он может сосредоточиться на учебе.

Конфликты случаются в любом коллективе, и если ребенок умеет с ними справляться, то ничего страшного в этом нет. Опасность наступает тогда, когда ситуация выходит из-под контроля и становится неблагоприятной для ребенка (влияет на его статус в коллективе, эмоциональное благополучие, право на получение объективных отметок и т.д.)

6. Отсутствие интереса к обучению

Эта причина редко встречается сама по себе, гораздо чаще нежелание учиться является следствием различных трудностей, с которыми ребенок сталкивается в связи со школой: неудачами, конфликтами, частой критикой учителей и родителей, постоянным ощущением, что он хуже других и т.д. То есть любая из вышеописанных проблем может привести к отсутствию интереса к учебе. В этом случае необходимо понять, что является первичной проблемой, и уделить особое внимание ее решению.

Только разобравшись, какие факторы привели к снижению успеваемости и нежеланию учится, Вы сможете эффективно помочь ребенку. Ведь в разных случаях нужны разные методы помощи.

Часто бывает комплекс из нескольких причин, тесно взаимосвязанных между собой, и тогда разбираться с ними нужно постепенно, плавно распутывая клубок возникших трудностей, прорабатывая каждую в отдельности, постепенно формируя у ребенка новое ощущение себя и создавая новые формы поведения. И чем дольше существует проблема, тем сложнее и длительнее будет ее решение.

Пример из практики:

К нам обратилась мама девочки 8 лет. Ребенок учился хуже всех в классе, когда ее вызывали к доске, она молчала, даже когда знала материал. В школу ходила, что называется, из-под палки. Желание учиться отсутствовало.

В процессе беседы с мамой и девочкой выяснилось, что Яна (пусть будут так звать нашу героиню) боится отвечать у доски, ей кажется, что все одноклассники будут над ней смеяться, если она ошибется. Диагностика показала у девочки низкий уровень развития внимания, неуверенность в себе, высокую тревожность.

Работа велась на протяжении полугода в нескольких направлениях. Во-первых, искусственно создавалась ситуация успеха в решении интеллектуальных заданий.

Яна могла сама регулировать уровень трудности предлагаемых задач, постепенно повышая планку, научаясь не только верить в себя, но и понимать пределы своих возможностей.

Во-вторых, занятия были построены таким образом, чтобы помочь ребенку стать более внимательным, для этого использовались специальные игры и упражнения. В-третьих, велась работа над созданием учебной мотивации, со стороны мамы было много сделано для того, чтобы возродить у ребенка познавательный интерес.

Нам удалось справиться со страхом оценки, девочка начала успешно отвечать на уроках устно. Яна (и ее мама) научились замечать даже малейшие успехи и радоваться им, не сравнивая их с успехами других детей. Уменьшилось количество ошибок в письменных работах, средний уровень успеваемости за четверть вырос с 3,2 баллов до 3,9.

Общие рекомендации родителям

Еще раз хочу обратить ваше внимание на то, что в каждом конкретном случае работа будет строиться по-разному, в зависимости от причин, породивших проблему, длительности ее существования, особенностей ребенка и т.д. Однако, есть и общие рекомендации родителям, которые хотят, чтобы их дети росли положительно относились к школьному обучению. Они очень просты, и все же не у всех получается их соблюдать. Вот они:

  • Выставляйте требования к успеваемости в соответствии с возможностями и способностями ребенка;
  • Поддерживайте ребенка в ситуациях неуспеха, акцентируйте внимание на его достижениях;
  • Будьте в контакте с классным руководителем и другими педагогами школы;
  • Стремитесь узнавать новое вместе с ребенком, в том числе и за рамками школьной программы;
  • Формируйте у ребенка мотивацию интереса к познанию нового, желание получать знания, а не ориентировку на оценки;
  • Помните, что близкие, доверительные отношения с ребенком – самый лучший способ «держать руку на пульсе»;
  • Давайте ребенку возможность выбора направления, в котором он хотел бы развиваться.

В статье мы привели только некоторые, самые распространенные на наш взгляд, причины проблем в учебе. Чтобы детально рассмотреть все возможные причины школьных трудностей, понадобилось бы написать не одну книгу.

Если вы самостоятельно не можете определить, что мешает вашему чаду успевать в учебной деятельности и как ему помочь, или не до конца уверены в верности своей позиции по отношению к ребенку, лучше всего обратиться за помощью к специалистам (психологу, педагогу, неврологу и т.д.). Они помогут установить причину школьной неуспешности, и подскажут, как выйти из создавшейся ситуации.

Записаться на консультацию к детскому психологу Вы можете по телефону (812) 640-38-55,
а также Вы можете задать вопрос специалисту, заполнив форму ниже.

Источник: https://fidem.spb.ru/detskiy-psyholog/neuspevaemost/

Проблемы наших детей: отсутствие интереса к учебе, вредные привычки, трудности развития речи: спрашивают родители

Проблемы наших детей: отсутствие интереса к учебе, вредные привычки, трудности развития речи: спрашивают родители

Как пробудить у детей интерес к учебе, избавиться от вредных привычек и про развитие речи у детей – на ваши вопросы отвечает психолог-дефектолог детского клинико-диагностического центра МЕДСИ II Юлия Борисовна Жихарева

Обучение и интерес к учебе

1. Ребёнку 8 лет. Нет желания учиться. Как это преодолеть?

Как правило, у ребёнка нет желания учиться, если ему трудно и тяжело. Прежде всего, надо постараться решить сложности обучения по тем или иным предметам. Если стойкие сложности с русским языком, нужно обратится к логопеду для тестирования на дисграфию.

С другой стороны, надо постараться превратить выполнение уроков в приятное и более лёгкое занятие, для повышения интереса к учебным делам полезно подумать и придумать забавный и приятный антураж учёбы (интересные, красивые ручки-ластики, шикарные кроссовки/туфли в школу и т.п.).

Последите за своими реакциями в отношении к урокам – не: “Ну, что там тебе задали?”, а “Что интересное там нас ждёт?”

2. Как привить ребенку (13 лет) любовь к чтению. Абсолютно не интересуют книги. Только компьютер. Как заинтересовать?

Эффективно заинтересовывать своим примером. Если ребёнок видит, с каким удовольствием и интересом Вы читаете, ему тоже может захотеться. Можно подумать и о другом: в 13 лет не поздновато ли приучать к чтению? У него начинается возраст самоопределения, когда идёт активное сопротивление к любому приучению. “Новое поколение выбирает …”

3. Нужно ли заставлять ребенка ходить на секции и кружки, если он сначала “загорится”, походит немного и больше не хочет?

Это зависит от возраста ребёнка. До 10-12 лет такое поведение “перебора” вариантов, думаю, допустимо. Но стоит на 1 учебный год ориентировать ребёнка на 1 постоянную секцию/студию.

4. Ребёнок неусидчив, излишне эмоционален, инфантилен, учёба страдает. Есть ли смысл в домашнем обучении или коррекции?

Если Вы имеете в виде перевод ребёнка на надомное обучение, то для такого перевода нужна очень серьёзная причина – полная невозможность получать и усваивать знания в классе.

Когда такая невозможность неполная, то говорят о частичном переводе на надомное обучение, чтобы не ограждать ребёнка полностью от детского общества (ребёнок часть уроков посещает в школе в некоторые дни, часть уроков проходит дома).

Коррекция каких-либо психических трудностей нужна в любом случае.

5. Дочери 9 лет. Память хорошая, но усидчивости нет – из-за этого проблемы в школе. Что делать?

Если усидчивость недостаточна дома при выполнении уроков, то помогут некоторые правила:

– начинать делать уроки после периода отдыха от школы,

– начинать выполнять с лёгкого, потом сложное, потом снова полегче,

– делать кратковременные перерывы через 15-20 мин.,

– помогать выполнять сложные уроки,

– поддерживать положительную эмоциональную атмосферу во время уроков: обязательно хвалить (не за результат даже, а за старание, внимательность и усидчивость).

Если проблемы с усидчивостью в школе, то здесь Вы можете только попытаться поговорить с учителем, чтобы выработался индивидуальный подход и помощь Вашей дочке.

6. Ребенку 6,5 лет, ходит в 1-ый класс, но не хочет учиться. Может, он не созрел еще для школы?

Действительно, готовность к школе включает в себя и мотивационную готовность, т.е. желание учиться, знание, для чего это надо. Ребёнок должен “своё отыграть”, потому что в играх развивается много полезного: внимание и усидчивость, умение взаимодействовать с другими, все психические свойства.

Я не поддерживаю стремление родителей отдать ребёнка в 1 класс в 6 лет. Это рано, и, правда, “не созрел”.

Но в детсад возвращаться не будем, поэтому развиваемся дальше: превратите уроки в интересное занятие и игру, заинтересуйте ребёнка, продолжайте играть с ним в свободное время в игры (особенно хороши игры по правилам: лото, домино, шашки, даже “казаки-разбойники”!).

7. Что нужно сделать, чтобы ребёнок захотел учиться? Нам 10 лет – 4 класс, не хотел идти в школу с 1 класса, а теперь и подавно не хочет. Я объясняю каждое утро, что это важно для каждого человека.

Сын говорит, что ему там неинтересно, скучно и вообще ему это не надо. Что надо, сам не знает. Ходит в музыкальную школу уже 2 год сейчас хочет бросить, я уговариваю каждый день, что это нужно, тебе потом пригодится.

Вообще никогда не доводит дело до конца, бросает, когда появляются трудности.

У Вашего сына не сформирована учебная мотивация. Ваши уговоры её не формируют. Могу предположить, что Вы – человек очень активный, и тогда эта активность может гасить собственную активность ребёнка.

В конце учебного года трудно, но в следующем году постарайтесь найти для сына ИНТЕРЕСНУЮ ДЛЯ НЕГО секцию или студию, потому что любое интересное занятие будет стимулировать интерес к другому, к школе.

Поговорите о профессиях, в которых не нужно образование, посмотрите на людей, как они работают и выглядят. Познакомьте со своей работой. Относитесь к новым заданиям и урокам, как к чему-то новому и интересному.

Постарайтесь превратить выполнение уроков и посещение школы в более интересное и приятное занятие: купите эффектные аксессуары, подсластите конфетами, хвалите и радуйтесь любым достижениям и особенно старанию (не страшно, если Вы чуть-чуть преувеличите).

Усидчивость и произвольность поведения развивайте в играх по правилам (шашки, лото и т.п.).

Развитие речи

1. Моей дочке 3 годика, она очень плохо разговаривает. Стоит ли начинать водить уже ее к логопеду?

Да! Надо, прежде всего, придти на консультацию к логопеду, который сделает заключение: что и почему? После этого Вы с логопедом обсудите вопрос о необходимости логопедических занятий.

2. Дочке 4,5 года. Постоянно говорит: “я сделал, я погулял”, короче путает женский и мужской род.

У Вашей дочери не сформировалось согласование слов в роде и падеже. Возможно, это один из симптомов другой целостной картины. Проконсультируйтесь с логопедом. Наверняка потребуются логопедические занятия.

Дома Вы каждый раз, как слышите неправильное согласование слов, тут же давайте правильный вариант. Дети часто автоматически повторяют правильно, если нет – стоит намекнуть, что очень хочется услышать.

3. Моей дочери пять лет. Она выговаривает звук “р” только вначале слова. Это нормально? Если нет, что делать?

Думаю, что дочка начала овладевать произношением звук Р (в 5 лет это нормально) – это легче делать в начале слов. Помогите ей продвигаться дальше и начните по слогам проговаривать слова, где звук Р в конце слова, в середине. Помочь Вам могут специальные логопедические тетради на звук Р, занимайтесь с дочкой по ним.

4. Девочке 7 месяцев, не хочет произносить слоги. Как ей помочь?

Понаблюдайте за собой и за своим поведением: если девочка подолгу остаётся одна в кроватке или манеже, если Вы неразговорчивы и мало говорите, то такое вполне может быть и без патологии речи, при возможностях нормального развития.

Тогда: носите за собой постоянно ребёнка, чтобы он находился в Вашем обществе и постоянно с ним “разговаривайте”, проговаривая вслух всё, что вы делаете, называя все предметы, которые попадают в поле зрения ребёнка.

Пойте песенки, рассказывайте и делайте “потешки”, типа “Ладушки” и “Коза”, добиваясь от ребёнка ответной эмоциональной реакции (она должна смотреть и улыбаться в ответ, сама доделывать какие-то движения). Если ответной реакции нет, идите на консультацию к детскому невропатологу.

5. Моей дочери в июне будет – 5 лет. Не выговаривает р, ш, иногда з. Уже пора заниматься логопедом?

Обычно, занятия по коррекции звукопроизношения начинаются с 5 лет, и к 7 годам работа должна закончиться. Строго говоря, у Вас ещё есть время. Считаю, начинать заниматься с начала учебного года вполне можно.

6. Сыну 11 лет. Как научить его грамотно писать?

Если ошибки очень несуразные “от невнимания”, то обязательно тестирование логопеда. Это может быть дисграфия и должна проводиться длительная и грамотная коррекция. Если это незнание правил, поможет учитель русского языка.

7. Моему сыну 2 года, он произносит только «мама», «папа» и еще несколько слов. Нормально ли это?

Около 2 лет я, как логопед, ожидаю услышать появление начал фразовой речи (хотя бы простейшие: “Мама, пипи.

Дай пить”, и наличие хотя бы нескольких слов 2-сложной слоговой структуры (2 разных слога: слова по типу тётя, аба- яблоко, упа- упал).

Если этого нет, то по качеству общения при обследовании логопеда, можно поставить диагноз задержка речевого развития или задержка темпов речевого развития.

Вредные привычки

1. Я уже год, как заметила, что сын (7лет) занимается онанизмом. Я его и ругала и пугала. А теперь и в садике заметила воспитатель, сказала мне, так стыдно было! А что делать-то? К кому обращаться? Подскажите, пожалуйста!

Вы правильно первоначально обратились к психологу. Онанизм относится к патологически привычным действиям. Ругать и пугать, действительно, бесполезно. Можно только попробовать проработать этот вопрос – к нему должен быть комплексный подход: лечение психиатра и помощь психолога.

С точки зрения психологии прекратить это явление репрессивными методами нельзя, можно стараться заменить этот негативный стереотип на другой, положительный:

– т.к. ребёнок уже знает, что делать это плохо, надо с ним договориться, что Вы поможете ему избавиться от этой привычки, а он Вам в этом поможет.

– усилить контроль и постараться не дать времени и возможности это делать,

– научить сына класть руки и занимать руки так, как “надо”: сложить в “замочек” при просмотре телевизора, положить под щёчку, под подушку или на одеяло при засыпании, занять руки игрушками, безопасной едой (полезно погрызть фруктыовощи).

– Напоминать сыну не о том, чего не надо делать, а о том, что надо: складывать, держать и т.д.

– повысить эмоциональный контакт с сыном, почаще высказывать ему похвалу и одобрение.

2. Что делать если ребенок рвет у себя волосы? В чем причины?

Важен возраст ребёнка, насколько он может или не может контролировать себя, какие при этом эмоции наблюдаются. Причинами может быть: проявление навязчивых действий, самонаказание при психологическом или эмоциональном неблагополучии. Понять это поможет психолог или психиатр.

Если это навязчивые действия, то требуется лечение психиатра и консультирование психолога на тему “избавление от патологически привычных действий ребёнка”.

Если это самонаказание, то должен поработать психолог и не с одним ребёнком, а и с родителями по улучшению психологической обстановки в семье.

3. Моему сыну 4,5 года спит только со мной или с папой. Как отучить?

Так поступают возбудимые или чувствительные дети.

В этом возрасте ребёнок может спать один, но тогда придётся какое-то время сидеть при его засыпании, чтобы Ваше присутствие помогло ему успокоиться и расслабиться.

При этом у него должно быть приятное и комфортное для него место для сна. Желательно, чтобы сын помогал Вам в его обустройстве, чтобы он САМ сделал себе “взрослое” место для сна, которое бы ему нравилось.

Если категорически не получается сейчас приучить ребенка спать одному, значит, он пока психологически не готов к этому, не набрал той уверенности в себе и в окружающих, которая требуется ребёнку для самостоятельного сна. Тогда попробуйте подождать и через 2-3 месяца снова попробовать приучить его к самостоятельному сну.

4. Как отучить ребёнка грызть ногти (16 лет), начала недавно.

Если привычка появилась недавно, то, наверняка, сейчас наблюдается пока ещё острый момент, и причина возникновения этой навязчивости ещё сильна. Поэтому рекомендую обратиться к психиатру. Подумать, что спровоцировало возникновение навязчивости, и постараться устранить причины.

С девочкой надо договориться о том, что вы ВМЕСТЕ будете работать и искоренять плохую привычку, обязательно нужно её желание и согласие. Потом обсудите с дочкой, как предотвратить или заменить откусывание ногтей: погрызть что-нибудь вкусное и полезное (фрукты, овощи, семечки и т.п.

), при необходимости напоминайте ей о том, что НАДО делать, не говоря и не упрекая в том, что НЕ НАДО.

Источник: http://health.wild-mistress.ru/wm/health.nsf/publicall/2011-09-30-1270419.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.