Аюрведа индийская медицина. Основы Аюрведы

Содержание

Аюрведическая медицина и лечение

Аюрведа индийская медицина. Основы Аюрведы

Некоторые исследователи считают аюрведу псевдонаукой, обычным кликушеством, в лучшем случае паранаучным учением. ВОЗ относит её к народной медицине. Это учение затрагивает проблему, имеющую огромное значение для всего человечества. Она заложена в самом слове «аюрведа». С санскрита его можно перевести как науку о жизни. И не просто о жизни, а долгой жизни.

Основные принципы и цели аюрведы

Аюрведическая медицина предполагает ряд мер, направленных на укрепление здоровья. Они считаются альтернативным вариантом традиционной медицины и ориентированы не только на прямое воздействие на какой-либо патологический очаг, но и на достижение общей гармонии, включающей также душевную лёгкость, так называемое «непрерывное счастье».

«Чарака-Самхита», древний индуистский медицинский трактат по аюрведе, рассматривает любого человекав  виде части Вселенной. Связь с ней имеет мистический характер, при определённых условиях ведущий к возрождению телесного начала при помощи ума и души, которые способны корректировать органы восприятия и приостанавливать процессы старения и смерти.

Опираясь на эти воззрения, индийская медицина – аюрведа выработала целый комплекс мероприятий, призванных защитить организм от преждевременного разрушения.

В сочетании непосредственно с лечебными средствами и здоровым образом жизни они включали в себя умственное и духовное развитие, без которых невозможны социальный комфорт и спокойное существование, потому что окружающая среда и есть основной источник разрушительных стрессов.

Практическая эффективность существующих медицинских методик данного учения не вполне очевидна.

В научном мире это объясняется как недостатком фактического материала, свидетельствующего в пользу аюрведы, так и наличием сомнительных данных, говорящих об искусной подтасовке позитивных результатов, нежели о действительном выздоровлении пациентов.

Также целители часто используют при лечении аюрведой препараты, содержащие соли тяжёлых металлов, в больших дозах способные вызвать серьёзные заболевания почек и печени, а также аллергию.

Истина находится где-то посередине между позитивом и негативом.

Рациональное зерно аюрведы, как и любого учения с оттенком религиозности, отталкивается от убеждения каждого человека в том, что существует возможность продления жизни, хотя бы потому, что есть такое желание.

А желанием управляет разум. Остаётся только научить разум целенаправленно направлять желания в нужное русло. Что и является целью аюрведческой медицины.

История возникновения Аюрведы

Согласно легенде, возникшей в Индии и отмеченной в Ведах, составлявшихся на протяжении XVI-V веков до новой эры, Аюрведа как медицинская наука стала плодом размышлений семи мудрейших святых, которые сумели проникнуть в тайны Вселенной и обрести всеобъемлющие познания о жизни. Один из этих мудрецов, Бхарадваджа, получил свои знания через посредство бога войны Индры от Аршвинов, близнецов. Они стали великими врачевателями с помощью самого Брахмы, верховного бога, поведавшего тайны медицинской науки их покровителю, богу Дакше.

Основателем аюрведы, по преданиям, стал Дханвантари. Он упомянут в Ведах и в трактате Бхагавата-турана.

Его вклад в медицину заключался не только в молитвах и в здоровье своих подопечных, хотя это считалось изначально важным.

Дханвантари обладал еще и обширными познаниями в консервативных и оперативных способах лечения различных болезней, травм. Им впервые использовались в качестве антисептика хна, куркума, поваренная соль и травы.

Наиболее полные, уже относительно научные сведения, касающиеся медицины, встречаются в «Атхарваведе» – «Веде заклинаний», последней из четырех. Перед ней последовательно, следуя определённой логике, появлялись остальные:

  • «Веда гимнов» (Ригведа);
  • «Веда жертвенных формул» (Яджурведа);
  • «Веда песнопений» (Самаведа).

Атхарвана в отличие от гуморальной теории древних греков, где человеческое здоровье было зависимо от равновесия в теле человека 4 «гуморов» (жидкостей) — крови, флегмы, черной и желтой желчи, которым соответствовали 4 стихии: воздушная, водная, земная и огненная, не только указала на причины болезней, но и нашла конкретные лекарства для их устранения. Она сделала такую попытку.

«Атхарвану» дополнили «Сушруты», тоже медицинский трактат, но созданный несколько позже, в пураническую эпоху. Опираясь на достижения предшественников, авторы нового учения развили их опыт.

Так они предположили, что причиной распространённой в те времена проказы являются не вода, воздух, огонь или земля,– стихии, на влияние которых обычно ссылались в древности, характеризуя здоровье, а маленькие, не заметные глазу существа – микробы.

Для избавления от них предлагалась раджаниа ушадха – лишайник, имеющий свойства антибиотика.

Именно так на протяжении целых эпох вырабатывался основной принцип аюрведы: сначала находилась причина болезни, затем методом проб и ошибок определялись средства для её устранения. Одновременно изучались возможности внутренней жизненной энергии человека, которая отвечает за его физиологию и психическую деятельности. Эта энергия получила название «доша».

Научные источники Аюрведы

Базовой теоретической основой учения являются девять научных трудов:

  1. Аштанга-хридая-самхита;
  2. Бхава-пракаша-самхита;
  3. Бхела-самхита;
  4. Кашьяпа-самхита;
  5. Мадхава-нидана-самхита;
  6. Харита-самхита;
  7. Шарнгадхара-самхита;
  8. Сушрута-самхита;
  9. Чарака-самхита.

Особого внимания из них заслуживают два последних трактата и Аштанга-хридая-самхита, написанная в VI веке новой эры. Её автор, ШримадВагбхата, обобщает достижения предшественников.

Чарака-самхита создана в середине II века новой эры. Здесь даны описания консервативных методов лечения многих заболеваний внутренних органов, а также приведены сведения о соответствующих лекарственных снадобьях. Их более шестисот, и все только естественного происхождения – из животной, растительной и минеральной природы.

Свойства этих веществ и сферы, в которых их можно использовать, изложены в пяти специализированных разделах, включающих лечение:

  • открытых и закрытых ранений;
  • болей в голове, пороков зрения, осязания и слуха;
  • болезней внутренних органов;
  • психических расстройств;
  • детских заболеваний.

Также три раздела посвящены:

  1. средствам, препятствующим старению;
  2. противоядиям;
  3. эликсирам, повышающим мужскую потенцию.

Сушрута-самхита, появившаяся в середине IV века новой эры, посвящена преимущественно хирургии. Этот труд описывает свыше 300 методик оперативного исправления различных пороков, а также необходимые для этого инструментарий и лекарственные средства.

Учение в эволюционном развитии

Всплеск расцвета Аюрведы совпадает с периодом от 327 года до новой эры до 759 года уже нового времени.

Это время было золотым веком индийского буддизма и связанного с ним естественнонаучного освоения жизни – анатомии.

Исследователи подсчитали и изучили в человеческом теле все кости, сухожилия, мышцы, суставы, органы чувств, а также кровеносные сосуды и нервы. Было получено первое впечатление о потенциальных возможностях человека.

Физиологическое взаимодействие всех частей и систем организма, как считали древние врачеватели, происходит посредством:

  • ватта, олицетворяющей ветер, который объединяет пространство за счёт перемещения воздуха;
  • питта – желчной составляющей, ответственной за повышение и понижение температуры, как огонь и вода;
  • капха – органов выделения, в том числе слизи, необходимых за выведение из тела вредных веществ;
  • марман – чувствительных зон: области паха, ладоней, ступней ног, на которые спроецированы многие нервные окончания.

Сушрута, один из самых знаменитых целителей Аюрведы, уверял, что если врачеватель знаком со свойствами и силой воздействия трав, кореньев, огня, ножа, тяжёлых металлов, а также молитв, его можно сравнить с Богом.

В то же время в индийской медицине возникли две школы: Таксильская (западная), специализировавшаяся на консервативном лечении (терапии), и Кашинская (восточная), которая сосредоточила свои усилия на оперативном вмешательстве в ход течения болезни (хирургии).

Средние века, в период с VIII по XIII новой эры, характеризуются в Индии углублённым изучением медицинской тематики. В начале этого периода появилась Ругвинишчая – пособие по исследованию болезней. Его составил Мадхавакара, один из самых вдумчивых апологетов аюрведы. Им был впервые поставлен вопрос о правильной диагностике заболеваний и её роли в эффективном лечении патологий.

В последующем учёные и практикующие врачеватели обратили внимание на значение пульса для диагностики сердечно-сосудистых болезней и общего состояния пациента. Была выявлена показательная диагностическая роль и других симптомов.

XVIII-XIX века стали для индийской медицины эпохой упадка. Вследствие колонизации Индии Британской империей Аюрведа соприкоснулась с практикой европейских медиков. Их достижения оказались более совершенными и востребованными среди индусов.

На что способна Аюрведа в настоящее время

Приобретя независимость после Второй мировой войны, Индия, а с нею и местная медицина получили второе дыхание. Опыт общения с мировой наукой позволил Аюрведе сделать резкий технологический скачок, выделивший её из конкурентов в своей области. К концу XX столетия модернизированное учение древних индусов стали изучать в Европе, США, Израиле, России.

Благодаря этому в практику современной медицины вошли:

  1. диагностические процедуры, ориентированные на пульс и дыхание;
  2. комплексы лечебного питания, основанные на специальной диете;
  3. клизмы, очищающие желудочно-кишечный тракт;
  4. контрастный душ и принятие ванн, настоянных на лечебных минералах и травах;
  5. иглоукалывание, активирующее иммунитет и обмен веществ путём воздействия на энергетически важные точки кожи на мягких частях тела и позвоночнике;
  6. массаж;
  7. отдельные виды физиотерапии;
  8. щадящая хирургия.

Популярен у многих стал лечебный туризм, связанный с Аюрведой. Организуются специальные туры в Индию, дающие возможность полностью или частично избавиться от патологий, неподвластных традиционной медицине. Среди них:

  • некоторые формы артрита;
  • хронический варикоз вен нижних конечностей;
  • врождённая глаукома;
  • сахарный диабет;
  • обширный кандидоз;
  • псориаз.

Достаточно эффективно с помощью аюрвердических методик лечится гипертиреоз. При этой эндокринной патологии щитовидная железа теряет способность вырабатывать свой гормон тироксин, регулирующий обмен веществ, в необходимом количестве. Это приводит к ухудшению общего состояния, половому бессилию и утрате работоспособности.

По статистике ВОЗ, это заболевание поражает женский организм в 19 раз чаще, чем мужской, поэтому женщины, не нашедшие выхода в традиционных методах лечения своего недуга, склоняются к услугам туристической аюрведы особенно охотно.

Заключение

Можно по разному относиться к необыкновенным возможностям Аюрведы как медицины, но её огромнейшая историческая практика показала наглядно: иногда она становится более эффективной, чем традиционное лечение. Выбор каждый делает сам. Поэтому, предпринимая какой-то шаг, следует взвесить все за и против.

Источник: https://mystroimmir.ru/zdorove/meditsina-po-ayurvede.html

Аюрведа индийская медицина. Основы Аюрведы

Аюрведа индийская медицина. Основы Аюрведы

Аюрведа – индийская медицина, включающая в себя науку, философию и религию. Практикуют её более 5000 лет. Санскрит трактует «аюрведа», как «наука/знания о жизни».

Это единственная система нетрадиционной (альтернативной) медицины, которую признают многие специалисты-медики и учёные разных стран. Аюрведические советы помогут сохранить крепость тела и здоровье души.

Эта наука затрагивает 8 разделов медицины:

  • • Гинекологию
  • • Педиатрию
  • • Офтальмологию
  • • Акушерство
  • • Геронтологию
  • • Отоларингологию (ухо / горло / нос)
  • • Хирургию
  • • Лекарственные препараты

Любую из вышеперечисленных дисциплин рассматривают согласно теории о пяти элементах (воздуха, эфира, огня, земли и воды); теории тридоша (3 составляющих тела); семи дхату (тканей тела); трёх триад жизни (тела, ума, духовного сознания); семи дхату (тканей тела).

Диагностика по Аюрведе

Специалисты данного учения – веды, прежде чем начать лечение, с максимальной точностью ставят диагноз. Диагностируют больного по пульсу (веды различают около 600 его колебаний), языку, лицу, глазам, губам, ногтям.

Врачи-аюрведы 10 лет учатся распознавать безошибочно пульс пациента.

Стадии болезни

Индийская медицина Аюрведа подразделяет все болезни на 6 стадий развития. Первые три стадии легко излечимые, следующая (четвёртая) – излечимая, пятая – трудноизлечимая, шестая – неизлечимая.

Начальный этап болезни отображает нарушения в работе «тонкого тела», которое разрушается вследствие пережитых негативных эмоций, проявлений низменных чувств. Как правило, люди не замечают начальные признаки заболевания, редко обращаясь к врачу.

Не сумев приостановить заболевание на начальной стадии (психофизиологической, эфирной), оно переходит к третьей (нейроэндокринной) стадии, не приостановив его на которой, перейдет в эндо-токсическую, опасную стадию.

Нарушения в равновесии гормонального фона, предвещает сбои в работе межклеточных и пищевых ферментов. Согласно Аюрведе, такие нарушения в работе организма являются естественным следствием кармы (греховных деяний прошлой или текущей жизни), а также может быть и приобретённым.

Данная наука толкует, что гордыня делает слабой печень, лицемерие – почки, а эгоцентризм – сердце. Подавленный гнев изменяет флору желчного пузыря, желчного протока, вызывает воспаления желудка, а также тонкой кишки. Страх и беспокойство изменяют флору толстого кишечника.

Веды рекомендуют не скрывать телесных проявлений (кашель, чихание, газы), не подавлять свои эмоции, т.к. последствия будут весьма болезненными.

Лечение

Ведические доктора рекомендуют начинать любое лечение с полного очищения всего организма (панчкармы), состоящего из нескольких ступеней: очищения желудка, кишечника, носа и крови.

Процедура очищения организма производится только натуральными продуктами – лекарственными травами и растениями, маслами, специями.

Боли в спине лечат компрессами из тёплого масла, смешанного с ведической пастой из лекарственных трав, называемой «кативасти».

Незаменимую роль в излечении от телесных и психологических недугов играет знаменитый мармический массаж, выполняемый в 4 руки. Для массажа используют подобранные специально для пациента масла.

Мармы (тайные точки) – все энергетические центры тела человека.

Аювердические советы для полноценной здоровой жизни.

1. Просыпаться до восхода солнца.

2. Опорожнять мочевой пузырь и кишечник сразу после пробуждения.

3. Купаться ежедневно.

4. Медитации, мантры.

5. 12 упражнений йоги-пранаямы (дыхательные техники, выполнять ежедневно).

6. Завтракать до 8 утра.

7. После еды – 15-минутная прогулка.

8. Есть молча.

9. Массировать десны, используя кунжутное масло (каждый день).

10. Постничать 1 раз / в неделю (уменьшает токсины).

11. Засыпать до 22.00.

Правильное пищеварение. Советы

1. 1 ч. ложка свежего имбиря (тёртого) + щепотка соли – способствуют хорошему аппетиту.

2. 1 стакан сырого молока (тёплого) + имбирь. Напиток, выпитый до сна, успокаивает умственную деятельность и питает тело.

3. Никогда не переедать.

4. Нельзя пить воду прямо перед / после приёма пищи.

5. Затянувшийся пост может навредить здоровью.

6. Чрезмерное потребление воды приводит к ожирению.

7. Чрезмерное потребление холодных напитков приводит к увеличению желчи.

8. Воду лучше хранить в медных сосудах. Такая вода благодатно действует на селезёнку и печень.

9. Сон после приёма пищи – путь к ожирению.

Источник: http://health.wild-mistress.ru/wm/health.nsf/publicall/7391281_ayurveda_indiyskaya_medicina_osnovy_ayurvedy

Индийская медицина аюрведа: восточные методы лечения и терапии

Аюрведа индийская медицина. Основы Аюрведы

Традиционно я говорю «Здравствуйте» всем открывшим этот блог о всестороннем развитии. И традиционное у нас сегодня не только приветствие, но и объект обсуждения. Я конечно же имею ввиду Аюрведу, хотя традиционной она признана именно в Индии. В странах Запада к ней стали проявлять интерес относительно недавно и, надо сказать, очень зря.

Я бы хотел, чтобы благодаря этой статье вы сами убедились, что индийская медицина Аюрведа – это совершенный подход к своему здоровью и жизни в целом. Давайте разбираться. Итак, Аюрведа с санскрита переводится как знание жизни (аюр – жизнь, веда – ведать, знать).

Датировки давних времен всегда неоднозначны, поэтому я не стану называть предположительные даты возникновения Аюрведы, да это и не так важно. Источники говорят, что возникла она примерно параллельно с индийскими Ведами, то есть очень и очень давно.

Взгляд на здоровье

Аюрведа – это не просто медицина в общепринятом понимании, а целая философия, рассматривающая человека как часть вселенского порядка. Живя в гармонии с окружающим миром, человек пребывает в естественном, то есть здоровом состоянии духа и тела. Она способна вылечить многие болезни, но стремится к тому, чтобы предупредить эти болезни прежде, чем они появятся.

Для примера: аюрведа не борется против седины, она отодвигают момент ее появления на максимально поздний срок. Все это возможно, зная особенности своего здоровья и соблюдая определенные правила жизни. Основные из них – это соответствующее питание, допустимые физические нагрузки, контроль над эмоциями, позитивный настрой, йога, медитация и др.

Основные понятия

Эта древняя философия полностью основана на принципах Природы, которая, как известно, состоит из пяти элементов – Огня, Воды, Воздуха, Эфира и Земли.

  • Огонь. Свойства: трансформация, преобразование, выработка энергии, превращение твердого в жидкое, жидкого – в газ и т.д. Проявления в человеке: усвоение полезных элементов пищи, выработка нервных импульсов как реакция на внешний раздражитель.
  • Вода. Свойства: текучесть, разжижение, нестабильность. Проявления: все жидкости человеческого организма (вода, кровь, моча, пот и т.д.), поддерживает функциональность организма и температуру тела.
  • Воздух. Свойства: перемещение энергии, увеличение Огня. Проявления: кислород, дыхание, поддержание жизни.
  • Эфир. Свойства: впитывание энергии, вездесущность, разделение объектов. Проявления: все пустоты в теле, пространство между органами.
  • Земля. Свойства: твердость, постоянство. Проявления: все части тела – органы, ткани, мышцы, кости, хрящи, зубы и т.д.

Человеческое тело рассматривается здесь как результат соотношения этих стихий в определенных пропорциях. Каждое такое соотношение создает новое уникальное существо, не похожее ни на одно другое. Тем не менее влияние стихий глубоко изучено, а потому известно, как они влияют на жизнь человека и на его здоровье.

Начнем с того, что возникает такое соотношение в момент зачатия человека. Пропорции стихий зависят от таких факторов, как настроение и питание матери, состояние ее матки и период овуляции, время года и суток, погода и многое другое.

Выделены три основных доши (иначе – силы), каждая из которых это слияние двух элементов природы. В каждом человеке одна из трех сил обязательно преобладает в большей степени, чем две остальные. Ее доминирование проявлено на физическом и психическом уровнях. Называются они Вата, Питта и Капха. Коротко об их проявлениях ниже.

  1. Вата (Эфир с Воздухом). Это худые люди с тонкой сухой кожей, склонной к трещинам и шелушению. Мышечный корсет довольно слабый, поэтому выносливость организма невысокая. Чаще всего у них холодные конечности и хрустят суставы. Имеют предрасположенность к таким заболеваниям: психоневрологические нарушения, болезни суставов, онемения.
  2. Питта (Вода с Огнем). Это люди стандартных пропорций тела с жирной блестящей кожей, часто с румянцем на щеках. Выносливость хорошая засчет довольно развитого мышечного слоя. У них быстрый метаболизм и выведение продуктов распада. Несмотря на это имеют предрасположенность: болезни ЖКТ, печени, желчного пузыря, головные боли.
  3. Капха (Земля с Водой). Это люди крупного телосложения со склонностью к полноте. Выносливость у них отличная, но они не используют ее в полной мере, так как очень медлительны. Медлителен и их метаболизм – пища переваривается долго и тяжело. Болеют они редко, но если болеют, то это такие проблемы: отеки, болезни легких и носоглотки, рецидивы вирусных инфекций, диабет.

Как вы понимаете, зная о том, какая у вас основная доша, можно знать о своих слабых местах и грамотно подстраиваться под эти особенности. В Аюрведе то соотношение дош, с которым вы родились, называется Пракрити (по Природе).

Это природная данность, с которой нужно не бороться, а, наоборот, жить с ней в гармонии. Важно понять, что кажущиеся недостатки весьма безобидны и совсем не мешают быть счастливым, если соблюдать определенные для себя правила.

Но если дисбаланс дош все же случился, то такое состояние называется Викрити (вне Природы). Согласно Аюрведе Викрити возникает по причине негармоничного существования в Природе.

Недостаточное понимание своих природных данных ведет к ошибочной деятельности, приводящей к накоплению Амы (загрязнений тела и сознания), проблематичному выведению Малы (отходов тела – кал, моча, пот), затуханию Агни (внутреннего огня) и в итоге — к болезням.

Восемь разделов Аюрведы

В практическом отношении Аюрведа идеально упорядочена и имеет 8 отраслей, занимающихся конкретными показаниями. Вкратце рассмотрим каждую.

  1. Кайя чикитса – медицина, занимающая проблемами внутренних органов.
  2. Шаля чикитса – хирургия. Но учитывая то, как давно возникла Аюрведа, стоит восхититься тем, как ловко и безопасно делались операции в столь древние времена.
  3. Бала чикитса – педиатрия. Как правило, у детей нечетко проявлена основная доша вплоть до полового созревания, поэтому для их лечения существует отдельная ветвь.
  4. Граха чикитса – психиатрия. Современная психоневрология до сих пор считается малоизученной частью медицины, но только не в Индии. Они находят решение проблемы путем различных физических и дыхательных гимнастик.
  5. Урдхванга чикитса – лечение головы. Имеется ввиду лечение всех органов, находящихся на уровне головы – ухо, горло, нос, глаза и сама голова.
  6. Дамштра чикитса – токсикология. Отделение, занимающееся лечением отравлений, в том числе химическими и животными ядами.
  7. Расаяна – так называемая геронтология, но в индийском восприятии изучение этого вопроса более глубокое и дающее реальные результаты такие, как видимое омоложение тела, а также продление жизни свыше 100 лет.
  8. Вришья чикитса – искусство заведения здоровых детей. Этот филиал лечит такие отклонения как бесплодие мужчин и женщин, низкая скорость сперматозоидов, плохая эрекция и пр.

Методы диагностики и лечения

В Аюрведе очень важна правильность поставленного диагноза, поэтому подход к диагностике очень серьезный. Диагноз далеко не всегда бывает явным и приходится тщательно искать первопричину болезни. Тотальная проверка состоит из трех этапов:

  1. Визуальный осмотр.
  2. Осязательный осмотр.
  3. Устный опрос.

Стандартное обследование предполагает проверку: пульса, языка, голоса, глаз, кожи и внешнего вида, стула и мочи. Диагностика по пульсу – это умение любого аюрведического врача, которому нужно долго учиться.
Определив причину заболевания, врач назначает ряд действий, которые должен совершать больной.

Эти рекомендации касаются всего образа жизни, начиная от того, что нужно есть, и заканчивая тем, во сколько нужно ложиться спать. Назначенные лекарственные средства всегда натурального растительного происхождения: травы, коренья, специи, масла, камни, минералы и пр. Также существует множество оздоравливающих процедур, подразделяющихся на две большие категории:

  • Шамана (процедуры, снимающие симптомы болезни);
  • Шодхана (процедуры, искореняющие саму болезнь).

Так как главной причиной всех болезней считается избыток Амы, то многие процедуры имеют именно очищающий эффект. Например, ставшая широко известной Панчакарма. Важную роль играет питание в период лечения.

Все врачи аюрведы в один голос говорят о необходимости есть вегетарианскую пищу хотя бы на время прохождения курса. Это даст больший эффект от процедур, а также исключит неприятные побочные эффекты типа тошноты.

Правила питания по аюрведе можно узнать здесь.

Конечно, не все процедуры являются безболезненными, но есть много расслабляющих и приятных сеансов. Об Аюрведе можно говорить еще долго, но я надеюсь, что этой информации вам хватило, чтобы вдохновиться узнать о ней побольше.

  • Основные положения для…
  • История возникновения …
  • Необходимые этапы стан…

Поделитесь с друзьями

Источник: http://yogaindigo.ru/ayurveda/indijskaya-meditsina-ayurveda.html

Основы Аюрведы — ФунгоДоктор

Аюрведа индийская медицина. Основы Аюрведы

Древние мудрецы говорили: «Мы есть то – что мы едим» т.е. все существующие в природе продукты – это и есть лекарства. Необходимо только научиться их правильно использовать. Именно так относиться к пище предлагает нам Аюрведа.

Аюрведа – это часть Вед, древних текстов, возраст которых, по мнению ученых, от 3 до 5 тысяч лет. Слово Аюрведа переводится с санскрита как – “аюр” – “жизнь” и “веда” – “знание”. Получается – “знание о жизни”.

Один из многих принципов ведического знания (на санскрите – “деша – кала – патра”) – “место – время – обстоятельство”.То есть эти знания, использованные с правильным учетом, будут “работать” и приносить пользу в независимости от эпохи и страны.

Основатели различных медицинских школ и учреждений умело приспособили Аюрведу к современным для них условиям: Авиценна – для арабского мира, Гиппократ – для Греции, П.Бадмаев в Бурятии, староверы в Сибири.

Несмотря на то, что учение это пришло из древней Индии, при правильном подходе оно не теряет своей актуальности и в Америке, и в Европе, и в Сибири.

Основы Аюрведы – в целостности человека и мира

Аюрведа – более древняя медицина, чем современная, она проверена не только временем, но и более авторитетна. Различия в методах и подходах аюрведической медицины и современной западной кратко можно охарактеризовать как следующее:

• Аюрведа предполагает целостность человека с окружающим миром и целостность самого человека – его психики и тела- всех его органов и систем. Ради справедливости отметим, что люди отдающие предпочтение традиционной западной медицины, сегодня тоже заговорили о причинах возникновения заболеваний и о холистическом подходе к пациент.

То же самое можно сказать и о психосоматическом подходе, который учитывает влияние на физическое состояние человека его эмоциональный и его сознание.

• Наконец, один из основных принципов работы аюрведического врача – индивидуальный подход к пациенту и учёт его жизненных особенностей, определяющих питание, способы и профилактику лечения заболеваний.

Диагностические методы аюрведической медицины более просты. Например, метод “пяти зеркал”

  • – по кожным покровам,
  • – диагностика по пульсу,
  • – ушным раковинам,
  • – по глазам,
  • – по языку.

Также для диагностики заводится карта рождения пациента. Одним из наиважнейших условий здоровья, Аюрведа считает правильное питание.

Ведическая кулинария – это целый раздел индивидуального подхода решения проблем здоровья через организацию правильного питания человека с учетом сезона года, возраста человека, условий труда, суточного ритма, климатических особенностей и д.р. В лечении используются природные средства – минералы, растения, арома, фито и диетотерапия.

Основы аюрведы о причинах заболеваний

Согласно Аюрведе, причина и корень большинства заболеваний состоит в психоэмоциональной сфере человека. Эмоциональные проблемы – главная причина многих недугов тела. Поэтому, прежде чем приступить к лечению тела, надо вылечить ум и эмоции человека.

Без такого правильного подхода болезнь будет постоянно возвращаться в тело. Негативные эмоции вызывают нарушения в нейроэндокринной системе, которая регулирует деятельность всего организма. Наиболее классическим примером является гипертония.

Также такие как:

  • • болезни печени связаны с такой эмоцией, как гнев,
  • • язва желудка – результат нервного напряжения,
  • • желчного пузыря – с ненавистью,
  • • кишечника – нервозностью, с приступами паники,
  • • желчного пузыря – с ненавистью,
  • • желудок страдает от частого волнения,
  • • на дыхательную систему – скорбь, печаль,
  • • на почки губительно действует страх,
  • • на сердечно – сосудистую – склонность к созданию конфликтных ситуаций, обидчивость.

Чтобы бороться с эмоциональными проблемами, Аюрведа предлагает следующие направления:

1. Путь философии – когда человек познает истину, изучая науки.

2. Путем самоконтроля над своими умом и чувствами.

3. Путем любви, которым следует большинство духовных традиций.

Упоминая о важности вопроса питания, необходимо остановиться на таком понятии как “раса”, что в переводе с санскрита значит “вкус”.

Аюрведа выделяет 6 вкусов:

• 4 классических – кислый, сладкий, горький, соленый и

• 2 дополнительных – вяжущий и острый.

Каждый из этих вкусов связан с отдельным эмоциональным состоянием человека, может влиять на его состояние как положительно, так и отрицательно: например при неграмотном использовании или злоупотреблении.

Сладкий вкус дает такие эмоции, как радость, удовлетворение, но при злоупотреблении может проявиться склонность к лени, нежелание решать проблемы;

Соленый – чаще всего вызывает склонность испытывать наслаждения, но при излишнем употреблении человек будет склонен к гедонизму;

Кислый вкус стимулирует разного рода деятельность, но при частом употреблении дает такие эмоции, как обида и зависть;

Горький – дает чувство легкой неудовлетворенности, которая стимулирует к действию, тонизирует, но обратная сторона – чувство огорчения;

Острый вкус при излишнем употреблении может вызывать гнев;

Вяжущий вкус – чувство страха.

В зависимости от того, в каком эмоциональном состоянии находится человек, возникает желание употреблять продукты того или иного вкуса.

Поэтому можно определить, какие вкусы полезны тому или иному человеку, а какие – не очень.

Три типа конституции человека как основа аюрведических знаний

В Аюрведе выделяется три типа психофизиологической конституции человека. Для каждого из этих типов разрабатывается своя система питания. В реальном виде эти типы конституций встречаются довольно редко. Конституция определяется по большей части психоэмоциональными проявлениями и антропометрическими данными.

Выделяются два крайних типа: люди, склонные к полноте и люди, склонные к худобе. Первые на санскрите называются – “капха” (слизь), вторые – “вата” (ветер). Промежуточный тип называется “питта” (желчь).

Эта терминология была использована еще самим Гиппократом, когда он создавал своё учение о темпераментах – флегматиках, холериках и т.д.

Каждый из этих типов имеет предрасположенность к развитию определенных отрицательных и положительных качеств, склонность к разным эмоциям. Например,

• люди вата – типа склонны испытывать страх, нервозность, но при этом обычно полны энтузиазма. Им нужно ограничивать горький, вяжущий и острый вкусы и больше включать в рацион кислое, соленое и сладкое.

• Представители питта – типа чаще испытывают ненависть, гнев, ревность, но при всем этом одна из положительных черт – это трудолюбие. Им нужно ограничивать кислый, острый и соленый вкусы. Это не значит, что нужно совсем отказываться от каких-то продуктов, просто нужно стараться сделать так, чтобы рацион питания был сбалансированным во вкусовом соотношении.

Капха – тип более всего предрасположен к развитию жадности, зависти и лени, но при этом способен на преданность и довольно сильную любовь. Людям этого типа желательно не увлекаться кислым, солёным и сладким, а употреблять больше горький, острый и вяжущий вкусы.

Каждый из этих типов склонен к возникновению конкретных заболеваний. Например,

Вата – болезням костно-суставного аппарата и к нервным расстройствам,

Питта – к заболеваниям печени, тонкого кишечника и желчного пузыря,

Капха– к заболеваниям легких.

Если питание усиливает проявления данной конституции, то появляется предрасположенность к заболеваниям.

Каким образом можно предупреждать болезни?

  1. – Во-первых, улучшать эмоциональный фон.
  2. – Во-вторых, соблюдать правильный режим дня и питания.
  3. -В-третьих, используя фиторецептуры, которые укрепляют иммунную систему, нормализуют деятельность пищеварительной, нейроэндокринной и других систем организма.

Считается, что

• в утреннее время наиболее полезны продукты, которые имеют больше сладкого вкуса. Это молочные продукты, мёд, обработанные овощи, фрукты.

Неблагоприятно сказывается утром употребление большинства зерновых продуктов и бобовых, так как они начинают перевариваться не раньше 10 часов. Исключение составляет только гречка.

Учитывая все местные особенности, завтрак должен приходиться на время с 7 до 8.30. Утром, конечно, полезно поесть немного сладкого, но позже сладкое есть в основном вредно.

• Самый плотный прием пищи – обед – должен приходиться на полдень, с 12 до 13.30, когда начинается наибольшая активность пищеварительной системы. Рекомендуется употреблять тяжелую пищу – зерновые культуры, бобовые. Также можно кисломолочные, орехи, овощи, зелень. Нежелательно употреблять сладкое.

• Ужин лучше всего делать ранним, в идеале примерно с 18 до 19.30. Употребление тяжелых продуктов вечером может привести к камнеобразованию в организме и другим патологиям. Лучше, если он будет состоять из тушёных овощей и кисломолочных продуктов. От сладкого на ужин старайтесь отказываться.

• Прямо перед сном на ночь можно употреблять только горячее молоко, добавляя в него щепотку мускатного ореха, кардамона или немного мёда.

Какой человек может считаться вполне здоровым с точки зрения Аюрведы? Наше понимание здоровья совпадает с толкованием современной медициной. По определению ВОЗ (Всемирной организацией здравоохранения) здоровье – это состояние психического, физического, духовного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней.

Аюрведа также считает, что, если при физическом здоровье у человека есть психические, духовные или социальные проблемы – он также не здоров. Нездоров и тот человек, что плохо адаптируется в обществе, тот, кто не умеет контролировать и справляться со своими эмоциями, кто не может ответить сам себе на вопрос: “Для чего я живу?”

Вообще слово “врач” происходит от древнерусского “врать”, тогда это означало “говорить”. Это специалист, который не только лечит, но и говорит, учит своего пациента. Врач – учитель.

Его задача – направить пациента на тот путь, который поможет ему избавиться от проблем, чтобы дальше человек сам пошел по этому пути.

Аюрведа как в профилактике, так и в лечении заболеваний опирается, прежде всего, на образ жизни пациента.

Пища должна точно соответствовать индивидуальным особенностям каждого человека, его состоянию здоровья и возрасту. Также очень важен и режим дня, в особенности – время обеда или ужина.

Для регулирования психоэмоционального состояния нужна “терапия ума”, о трех путях которой мы уже говорили.

Человек должен заниматься своим духовным самоосознанием, контролируя тем самым свое эмоциональное состояние.

Всем людям следует понять: здоровье зависит только от них самих. Аюрведа ни в коем случае не панацея, она лишь указатель пути.

Аюрведический врач может рассказать, какой режим дня вести, как правильно питаться, как регулировать эмоциональное состояние, какие фитосборы принимать для лечения, а все остальное – дело самого человека.

Если он будет выполнять только то, что нравится, успеха он не добьется или добьется наполовину. Поэтому, в любом случае, ответственность за здоровье всегда лежит только на самом человеке.

Эта статья посвящена теме основы аюрведы


Источник: http://fungodoctor.com.ua/ua/aurveda/ayurveda-osnovy-ayurvedicheskikh-znanij.html

Индийская аюрведа – основные принципы науки и способы лечения

Аюрведа индийская медицина. Основы Аюрведы

 О том, что  такое индийская аюрведа, каковы основные принципы данной науки, методы и способы аюрведического лечения, противопоказания.

Индийская аюрведа – основные принципы и методы лечения

Аюрведа зародилась очень давно. Ее родина Индия.

Есть даже такое мнение, что происходило это одновременно с развитием человеческого интеллекта и разума.

Не до конца изведанное и постигнутое людьми учение для выявления, а также лечения различных заболеваний, сегодня практикуется в Индии, Непале, Индонезии, а также многих других странах.

Стоит отметить растущую популярность ее среди европейцев.

Аюрведа

(от санскр. आयु «āyu» и वेद «veda» — «знание жизни», «наука жизни», или «знание длинной жизни») — традиционная система индийской медицины, одна из разновидностей альтернативной медицины. wiki

Аюрведа – наука особая, базирующаяся на принципах простоты и естественности, но, несмотря на кажущуюся непосвященным сложность, она доступна каждому.

Обратите внимание – совершенно неважно, какого вероисповедания человек и, какие у него жизненные взгляды.

Что же такое аюрведа, в чем ее суть, как использовать знания, накопленные веками, и много других не менее важных сведений рассмотрим далее.

Немного общей информации  о аюрведе

Если переводить слово «аюрведа» с древнейшего языка – санскрита, то можно назвать это учение о жизни и долголетии.

Однако это не только наука.

Во-первых, аюрведа – это одно из течений философии. Во-вторых, это система медицины. И, в-третьих, это образ жизни.

Считается, что аюрведе уже более пяти тысячелетий.

При помощи этого научно-философского направления можно не только находить причины, диагностировать и лечить болезни, но также и предотвратить их развитие.

Происходит это через обретение гармонии души с телом.

Связь душевная и телесная – основные элементы аюрведы

Аюрведа говорит о том, что то или иное заболевание напрямую связано прежде всего с негативными мыслями и помыслами, которые занимают человека.

Согласно аюрведе можно сделать вывод о том, что все живое состоит из пяти главных элементов.

Примечательно, что и неживое также состоит тоже из этих пяти начал.

Они носят общее название панчамахабхут.

Джала – это вода (отвечает за жидкости в организме), притхви – земля (твердые части организма такие, как кости и зубы), акаша – эфир (внутренние органы), агни – огонь (ферменты), вайа – воздух (общее самочувствие).

Все эти элементы тесно связаны между собой и отвечают за работу всего организма.

Поэтому при нарушении состояния одного элемента возможно изменение в негативную сторону и других.

Аюрведа учит достигать правильного сосуществования всех пяти начал, что и обеспечивает здоровое состояние тела и души.

Людские типы по Аюрведе – краткая характеристика дош

В аюрведе есть понятие доши, которое характеризует человека точнее и глубже, а также помогает понять его предрасположенность к различным заболеваниям.

Слово «доша» буквально означает «то, что изменяется» ( или «то, что портится»).

Здесь выделяют три основных типа.

1. Ватта

Такие люди худощавы. Вес не набирают, несмотря на количество пищи, которое они употребляют. По характеру очень активны и общительны. Часто их называют «душа компании». Очень эмоциональны и восприимчивы.

Могут принимать близко к сердцу даже прочитанные книги или просмотренные фильмы. Люди ватта не обладают необходимой организованностью. Часто страдают от бессонницы. Поэтому у них хрупкая нервная система.

Кроме того они имеют сухую кожу и волосы, а также очень чувствительны к низкой температуре воздуха.

2. Питта

Такие люди обычно имеют среднее телосложение, розовую кожу и веснушки. Им присуще чревоугодие. Они организованны, легко обучаемы и раздражительны. Питта умеют правильно и интересно выражать свои мысли и поэтому из них получаются хорошие педагоги и ораторы. Люди этой доши очень требовательны к себе. Они не любят жару, часто испытывают жажду и голод.

3. Капха

Люди капха склонны к полноте. Как и питта они любят поесть, но не ставят прием пищи во главу угла. Очень спокойны и порой даже чрезмерно медлительны, они все делают размеренно.

Не любят суету и напряженных обстановок. Они имеют идеальную светлую и ровную кожу, красивые волосы. Не переносят влагу и плохую погоду. Капха плохо запоминают какую-либо информацию.

Однако если они ее запомнили, то уже не забудут.

Как правило, человек обладает всеми тремя дошами, но одна из них всегда преобладает.  Именно дисбаланс дош вызывает болезнь.

Подробнее про типы (доши) людей, очень хорошо рассказывают в этом видео.

Диагностика по аюрведе

При диагностике какого-либо заболевания аюрведа использует ряд простых и недорогих методов.

В обследование входят:

  • определение доши;
  • прослушивание пульса;
  • осмотр языка;
  • анализы мочи и кала;
  • характеристики голоса и других шумов;
  • изучение глаз;
  • применение пальпации и пр.

Опытный врач, обладающий всеми знаниями аюрведы, на основе проведенной диагностики сможет поставить правильный диагноз, а также объяснить пациенту, на что обратить внимание в жизни, как вести себя, чтобы избежать заболеваний и дать много других не менее важных советов.

Лечение по аюрведе

В избавлении от недугов данное направление использует только натуральные природные средства, способные восстановить баланс доши , ослабить или усилить необходимую энергию в теле.

Принцип биологической индивидуальности является самым важным в аюрведической диагностике и лечении.

К лекарственным средствам в аюрведе ним относятся камни, растения и минералы.

Также используется аюрведический массаж, йога, медитации и специальные диеты.

Здесь не используются никакие синтетические препараты.

Главным принципом оздоровления по аюрведе является правильное питание, согласно типу доши человека. Лечение не принесет никаких результатов, если не будет соблюден этот пункт.

Также одним из важнейших пунктов аюрведы является положение о том, что нынешняя жизнь человека зависит во многом от прошлых жизней, а лечение кармических болезней предполагает под собой осознание совершенных грехов и преодоление их с помощью духовных практик.

Питание по аюрведе – основные правила

Питание является важной частью аюрведической науки.

Именно благодаря питанию мы можем воздействовать на наши доши и восстанавливать их баланс.

Аюрведа рекомендует кушать побольше пряностей. В них содержится много полезных веществ.

Также рекомендуется готовить пищу самостоятельно и на один раз.

При подогреве остывшего блюда все полезные свойства продуктов теряются.

Кроме пряностей следует есть специи, овощи, фрукты и, конечно, зерна. Такие продукты содержат в себе много витаминов.

Аюрведа советует следовать правилам шести вкусов, которые всегда должны присутствовать в питании. Это соленый, сладкий, вяжущий, кислый, острый и горький. Не нужно включать эти вкусы сразу в одно блюдо. Необходимо их грамотно и разумно чередовать.

Кушать надо в спокойном состоянии, не спеша и только тогда, когда захочется – вот основной принцип приема пищи.

Ежедневно нужно съедать следующие продукты:

  1.  Моченые овощи;
  2.  Овощные супы;
  3.  Бобы;
  4.  Блюда из риса.

Однако важную роль играет не только то, что есть, но и то, как это делать.

Поэтому в аюрведе есть такие правила приема пищи как:

  1.  Большую часть пищи нужно принимать около полудня;
  2.  Нельзя есть после захода солнца;
  3. Кушать надо только только сидя;
  4. Нельзя вставать из-за стола сразу после насыщения;
  5.  Нельзя отвлекаться на посторонние дела во время еды;
  6.  Нельзя есть, если не голодны;
  7.  Нельзя злоупотреблять жидкостью.
  8. Человек ватта должен есть гречку, молоко, орешки и рис.

Питта обязательно должен включать в свой рацион бобы, мяту, корицу, молочные продукты, спаржу, капусту.

А капха рекомендуется употреблять имбирь, сыр, коричневый рис, а также бобовые.

Рецепты аюрведических блюд –  примеры питания по аюрведе

Решили питаться по аюрведе? Тогда предложенные ниже рецепты вам обязательно пригодятся.

Очень полезный и питательный салат, состоящий из овощей и фруктов.

Вкусный аюрведический салат с фруктами и орехами

Ингредиенты:

  • Помидорки – 2 шт.;
  • Мед – 1 ложечка;
  • Груша – 1 шт.;
  • Перец чили зеленый – 1 шт.;
  • Изюм и финики – 50-60 гр.;
  • Кинза – 1 ложечка;
  • Манго – 1 шт.;
  • Яблоко – 1 шт.;
  • Банан – 1 шт.;
  • Миндаль и орешки кешью – 60 гр.;
  • Варенье из фруктов – 1 ложечка;
  • Сметана или сливки – по вкусу;
  • Соль.

Все ингредиенты необходимо измельчить и смешать. Подавать такой салат нужно с блюдом из риса.

Аюрведический плов с пряностями

Ингредиенты для плова:

  • Вода – 1 л.;
  • Рис басмати – 350 гр.;
  • Гвоздика;
  • Лавровые листочки – 2 шт.;
  • Перец острый – 1 шт.;
  • Стручковая фасоль – 100 гр.;
  • Морковка – 100 гр.;
  • Помидоры – 3 шт.;
  • Цветная капуста – 100 гр.;
  • Зеленый горошек – 100 гр.;
  • Семена кардамона – 0,5 ст. ложечки;
  • Корица;
  • Имбирь – 0,5 ст. ложечки;
  • Куркума – 0,5 ст. ложечки;
  • Сливочное масло – 2 ст. ложечки;
  • Соль – по вкусу;
  • Асафетида – ¼ ст. ложечки.

Овощи нужно нарезать. Рис надо промыть и затем оставить его в воде еще на 15-20 минут. Перец, куркуму и имбирь необходимо поджарить в разогретом масле. После этого следует добавить овощи, кроме помидор. Пожарить пять минут. Всыпать рис, помидорки, лавровые листочки, соль и воду. Помешивать до процесса закипания. Затем добавить специи и накрыть крышкой. И далее варить, пока вода не выкипит.

Украсить плов перед подачей лимонными ломтиками.

Аюрведическая косметика- основные принципы

Аюрведа подходит к красоте несколько глубже, чем к только внешнему признаку. Красота в ней – это отражение внутреннего состояния во внешнем.

Для женщин очень важно использовать натуральную и безопасную косметику. И ее дает аюрведа

Несомненными преимуществами является то, что:

  • шампуни аюрведы не содержат содиум лаурит сульфата. Это вредный нефтепродукт;
  • консервантами в аюрведической косметике служат травы и натуральные продукты;
  • ароматы, которые используются, также натуральны и в первую очередь это эфирные масла;
  • красители в такой продукции также исключительно природные.

Вся аюрведическая косметика насыщена фитокомплексами настолько, что ей нет равных среди других вариантов.

Крема, шампуни, скрабы, лосьоны и другие косметические продукты не содержат в себе вещества, которые предполагают убийство животных. Кроме того они не тестируются на них, а также такая косметика приносит пользу всему организму.

Индийская аюрведа – это  медицина, которая исцеляет не только тело, но и душу.

Ее способности признают многие медики и ученые. И поэтому можно смело назвать ее альтернативой традиционной  официальной медицине.

Источник: https://alternative-medicina.ru/ayurveda/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.